Работа, связанная с механизмами, устройствами или автовождением

Важно, чтобы сахарный диабет был хорошо компенсирован, стабилен и без риска пониженного уровня глюкозы в крови, в противном случае Вы можете навредить не только себе, но и здоровью других людей.

  • Перед работой/вождением автомобиля определите уровень глюкозы в крови!
  • Если уровень глюкозы в крови ниже 3,8–4,0 ммоль/л, съешьте 12–15 г легкоусвояемых углеводов (например, ½ стакана сока, 3–4 конфеты, 2–3 таблетки глюкозы, ½ банана). Определите уровень глюкозы в крови через 15 мин. Если уровень глюкозы в крови не повысился, повторно съешьте 12–15 г легкоусвояемых углеводов. Повторяйте до тех пор, пока уровень глюкозы в крови не повысится.
  • Всегда храните глюкозу в легкодоступном месте, но не в багажнике автомобиля.
  • Если Вы не можете определить уровень глюкозы в крови, но чувствуете симптомы гипогликемии, прекратите работу/вождение и съешьте 12–15 г легкоусвояемых углеводов.
  • Всегда носите с собой идентификационный знак пациента с сахарным диабетом

Слож­ности с режимом инъекций инсулина

При работе по сменам возникают слож­ности с режимом инъекций инсулина. Необ­ходимо регулярно принимать пищу во время бодрствования, включая последний перекус перед сном. Таким пациентам лучше поль­зоваться «ультракороткими» инсулинами, действие которых кратковременно: периоды бодрствования и сна следуют через неравно­мерные промежутки времени, и подстро­иться под них бывает чрезвычайно сложно.

Схема введения инсулинов остается как бы прежней: например, то, что вводилось перед сном поздним вечером, так и вводится перед сном, только в 10 часов утра, когда пациент возвращается со смены домой. Конечно, до­биться хорошего, ритмичного чередования доз инсулина все равно не удастся, потому что ритм сна и бодрствования будет нарушен. Значит, такая работа — временный вариант, пока человек не подыщет себе что- нибудь более подходящее.

Работа, связанная с поездками, требует от пациентов, получающих инсулин, брать еду с собой и периодически делать останов­ки в пути, чтобы поесть.

Если случилось так, что человек, страда­ющий сахарным диабетом, уже находится в самолете, пришло время поесть, а кор­мить пассажиров еще не начали, стеснять­ся не надо — следует сказать о проблеме стюардессе. Даже если ей не понравится просьба выдать дополнительную порцию бортового питания, она в любом случае предпочтет накормить такого пассажира, нежели оказывать ему экстренную по­мощь в полете.

Иногда работодатели бывают заинтере­сованы в сохранении ценного сотрудника и не возражают против того, чтобы он, забо­лев диабетом, остался на своем рабочем ме­сте, но и послаблений при этом не делают: сверхурочные, командировки, ночные сме­ны — все продолжается в прежнем режиме.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое сахарный диабет и как он развивается

Каким бы сложным ни было материальное положение, идти на поводу у таких руко­водителей нельзя: болезнь будет прогресси­ровать чрезвычайно быстро, и очень скоро человек окажется уже не в состоянии выпол­нять никакую работу. Вот тогда финансовое положение действительно станет плачевным.

Так что даже с материальной точки зрения с такой работой лучше вовремя расстаться и подыскать что-либо другое. При этом удастся дольше сохранять общую трудоспособ­ность, не становясь инвалидом. Впрочем, и в этом случае следует знать, что существует до­вольно много предприятий, которые специ­ально создают рабочие места для инвалидов, поскольку это дает им налоговые льготы.

Интересно, что, по данным некоторых исследований, люди, страдающие сахарным диабетом, реже берут больничный лист, чем их здоровые коллеги. Отчасти это связано с более строгим контролем собственного здо­ровья — они стараются одеваться по погоде, многие бросают курить, а регулярное пи­тание позволяет свести к минимуму число желудочных расстройств.

Но в основном, на мой взгляд, это результат боязни показать руководителю свою слабость. Объективная реальность такова, что начальство не мирит­ся с частыми пропусками по болезни и ищет таким работникам замену. Человеку, боль­ному диабетом, нужно быть бдительным вдвойне: искушение прогуляться в марте без головного убора может закончиться потерей рабочего места.

Противопоказаны

Абсолютно противопоказаны виды работ, сопряженные с непосредствен­ной опасностью для человека, больного диабетом, и окружающих. В нашей стра­не люди, страдающие сахарным диабетом, не допускаются к работе водителями — ги­погликемия, возникшая во время движения автомашины, может привести к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

По этой же причине исключаются вождение ло­комотивов и воздушных судов. Возможность внезапных нарушений координации и со­знания вследствие гипогликемии не позво­ляют допускать страдающих диабетом к ра­ботам с применением режущих станков, под водой, на высоте, у конвейера, в горячих це­хах металлургических заводов и т.д.

Человек может оказаться дезориентирован, в то вре­мя как ему нужно будет принимать быстрое, выверенное решение, поэтому больного диа­бетом не примут на работу авиадиспетчером и диспетчером железнодорожного транс­порта. Следует избегать работы на предпри­ятиях пищевой промышленности: практика показывает, что заболеваемость диабетом на таких рабочих местах в несколько раз выше, чем в среднем в других отраслях (частая де­густация выпускаемой продукции делает необходимыми дополнительные инъекции инсулина и влечет за собой увеличение веса).

Предлагаем ознакомиться:  Использование сельди при сахарном диабете

Служба в армии и полиции, связанная с экстремальными физическими и психологи­ческими нагрузками, также не показана, и пройти медицинскую комиссию, отбираю­щую кандидатов на эти должности, не удаст­ся. Если же заболевание началось, когда чело­век уже какое-то время отслужил, ему могут подобрать вариант работы в тех же воинских частях и отделениях МВД: делопроизводите­ли, кадровики, аналитики нужны везде. Тем более ценятся работники, знающие службу изнутри.

Необходимость многократного приема пищи вряд ли понравится начальству, если оно не будет знать, с чем это связано. Если возникла необходимость в переводе на инсулинотерапию, нужно рассказать коллегам, что делаются инъекции именно инсулина, иначе это может быть расценено как прояв­ление наркомании.

Если уколы приходится делать на работе, хранить инсулин и все, что к нему прилагается, следует в запирающемся ящике, а лучше в сейфе. Это связано с тем, что флаконы могут уронить и разбить, а препарат использовать не по назначению, в том числе в криминальных целях. Многие предпочитают возить инсулин с собой каждый день из дома, но зимой это может стать причиной его пор­чи. В летнюю жару препарат также может испортиться во время транспортировки.

Если делать все открыто, не прячась, хотя и не демонстративно напоказ, никто не бу­дет возмущаться по поводу стремления кол­леги, страдающего диабетом, не участвовать в сверхурочных работах и не ездить в коман­дировки. Если же это является обязательным условием выполняемой работы, надо поду­мать о переходе в другой отдел или на дру­гую должность. Возможно, потребуется до­полнительное обучение, но ради сохранения работы на него надо соглашаться. И кстати, это может оказаться очень интересным.

Если человек занят тяжелым физическим трудом, ему нужно много есть. Больной диа­бетом боится «перебрать» хлебные единицы и потому часто недоедает, что приводит и к эпизодам гипогликемии, спровоцированной активными физическими нагрузками, и к общей недостаточности питания, что еще более подрывает здоровье.

Для диабетиков противопоказан труд в помещениях с резкими скачками температур. Под запрет попадают:

  • дворники;
  • уличные торговцы;
  • земляные рабочие;
  • работники горячих цехов;
  • термисты;
  • строители;
  • металлурги;
  • шахтеры.

Вне зависимости от типа диабета работник не должен подвергаться излишним физическим нагрузкам. Под абсолютные противопоказания попадают следующие отрасли и специальности:

  • машиностроение;
  • кораблестроение;
  • горнодобывающая отрасль;
  • добыча нефти и газа;
  • лесозаготовки;
  • электротехническая промышленность (работы с электросетями на подъемном устройстве).

Привлечение к этим работам диабетиков чревато развитием декомпенсации: больные люди не способны выдерживать физическое напряжение. Запрещено работать водителем при сахарном диабете. Особенно это относится к инсулинозависимым пациентам. Не разрешается водить грузовой или общественный транспорт, работать с движущимися механизмами на высоте. Получать права можно только после подтверждения стабильной компенсации заболевания.

Нельзя выбирать связанные с риском для жизни и требующие контроля за собственной безопасностью профессии:

  • кочегары;
  • кровельщики;
  • альпинисты;
  • пограничники;
  • пилоты.
Предлагаем ознакомиться:  Белки жиры углеводы и клетчатка в диете при диабете

Осложнения сахарного диабета и ваша работа

Существенно затрудняют положение хронические диабетические осложнения. Ре­тинопатия и катаракта значительно снижа­ют зрение, а если нагрузка на глаза продол­жается, оно ухудшается катастрофически.

Одной моей пациентке, чтобы продолжать работу бухгалтером, пришлось воспользо­ваться помощью другого человека: он дик­товал ей исходные данные, она их анализи­ровала, а результаты помощник заносил в компьютер. Удаление катаракты и замена хрусталика не принесли облегчения, по­скольку в результате плохо компенсирован­ного диабета и постоянной нагрузки на глаза ретинопатия продолжала прогрессировать.

Нефропатия в сочетании с частыми обо­стрениями хронического пиелонефрита при­водит к длительному отсутствию на работе по болезни. Формирование диабетической стопы ограничивает возможность самостоятельного передвижения. Осложнения со стороны сердца и сосудов снижают общую работоспособность.

Любопытно, что, по данным ряда исследований, люди, страдающие сахарным диабетом, несколько реже уходят на больничный, чем их здоровые коллеги. В определенной мере это связано с большим вниманием к собственному здоровью — они одеваются по погоде, многие бросают курить, а рациональное питание позволяет минимизировать проблемы с ЖКТ.

Но чаще это следствие боязни показать начальнику свою слабость. Ведь руководство не очень-то жалует таких работников и старается побыстрее найти им замену. Человеку, страдающему диабетом, нужно быть аккуратным вдвойне: прогулка ранней весной в слишком легкой одежде может закончиться не только больничным, но и потерей рабочего места.

Если же возникают осложнения диабета, то положение работника существенно ухудшается.

Несмотря на это, некоторые больные ходят на работу буквально до последнего. Опасение остаться без источника средств к существованию мешает им вовремя остановиться. Финал в таких случаях предвидеть нетрудно: наступает инвалидность и абсолютная нетрудоспособность. Запомните: если развиваются серьезные осложнения диабета, нужно своевременно перейти на другую работу, пусть даже гораздо ниже оплачиваемую.